Пиджаки и часовни Сергея Немировского
18 июля 2014
11 июля в поселке Эльдикан епископ Якутский и Ленский Роман освятил часовню во имя святых преподобных Сергия и Германа Валаамских. 12-го в Усть-Миле – в честь иконы Божией Матери «Троеручица». 13-го в п. Белькачи – в честь преподобного Амвросия Оптинского. Все на средства мецената Сергея Немировского, который, сам о том не зная, по сути, восстанавливает историческую справедливость: когда-то в Усть-Майском районе был намоленный храм и 5 часовен…
…«Плавимся» в дикую жару на улице. Он в темном костюме. Я: «Что так?» Немировский: «Да вот, другой одежды нет…» Я, подмигнув: «Все вложено в часовни?» Он: «Лучше часовня, чем лишний пиджак!»
И поскольку «в каждой шутке – доля шутки, остальное – правда», наш сегодняшний разговор с генеральным директором ООО СК «Главэнергострой» – как раз о них, родимых. О часовнях! Не далее, как несколько дней назад в Усть-Майском районе было освящено сразу три!
11 июля в поселке Эльдикан епископ Якутский и Ленский Роман освятил часовню во имя святых преподобных Сергия и Германа Валаамских. 12-го в Усть-Миле – в честь иконы Божией Матери «Троеручица». 13-го в п. Белькачи – в честь преподобного Амвросия Оптинского. Все на средства мецената, который, сам о том не зная, по сути, восстанавливает историческую справедливость: когда-то в Усть-Майском районе был намоленный храм и 5 часовен…
Глоток воды
Первую свою церковь, каменную, основательную, Сергей Юрьевич начал строить в поселке Петропавловск Усть-Майского района в 2008 году. Вовсе не потому, что ему не хватало трудностей кризиса. Умер отец, Юрий Матвеевич, больше сорока лет своей жизни отдавший энергетике Якутии. И в память о нем Немировский решил подарить людям храм. Подумал: «Вот, будут ходить, свечи ставить, батю вспоминать. Хочется, чтобы ему там было легче. Молитвы для ушедших – как для нас глоток воды…»
Почему именно в Усть-Майском районе? Не логичнее было бы задуматься о церкви на отцовой родине или там, где он обрел свой последний приют? «Батя появился на свет в Житомире, на Украине, вырос в Кировограде, жил в Мирном, а похоронен в Москве. Но там много храмов. А в Усть-Мае на тот момент не было ни одного. Представьте, с 1906 года пустота! Так что здесь людям нужнее.
И потом, как раз в это время в Усть-Майском районе мы линию электропередачи построили с подстанцией. А учитывая, что предприятие – семейное, что всем и этим, в частности, я обязан родителям и отцу, в первую очередь, то решил, что появление храма на Усть-Майской земле будет логичным».
Позднее глава района Ю.В. Боярский признался: «После строительства в поселке церкви наш Петропавловск стал расцветать…» Немудрено! Ведь пересохшую землю… полили! Живой водой…
Новый шанс
Потом к Немировскому обратились главы поселков Эльдикан и Усть-Миль с просьбой помочь установить в этих населенных пунктах часовни – очень люди хотели, чтобы было место, где помолиться… «И я поймал себя на мысли – а почему бы и нет?»
Белькачи появились «по ходу пьесы». Местные жители, узнав о счастье соседей, стали умолять о часовне и у них. «Я обратился к правящему архиерею, с которым мы запланировали побывать в Эльдикане и Усть-Миле. Но проблема состояла в том, что Белькачи находятся в 240 км от Усть-Маи, это 5-6 часов на лодке. Я так аккуратненько спросил об этом у епископа, не зная, как он отреагирует, у него же на полгода вперед все расписано, он практически постоянно в разъездах, график очень плотный. А владыка, ни минуты не сомневаясь, согласился: «Да, если люди хотят, конечно, поедем!» Видимо, воздохнул молитвенно, потому что «совершенно случайно» вместо лодок возник неожиданный «Метеор»…
Год назад, ожидая своего архипастыря, белькачинцы нашли в интернете параметры и саморучно сделали из лиственницы закладной крест для будущей часовни. «По-доброму, как положено. Мы его восьмером еле несли. Вся деревня на освящение собралась! И было видно, какое это для людей событие! Я не смог устоять и… построил здесь часовню».
По мнению Сергея Юрьевича, она получилась самой из всех красивой. Местный умелец Кондрат Винокуров, у которого своя пилорама, вместе с друзьями по старому методу выточил деревянную кровлю с фигурными треугольными выемками (в отличие от «сестер» в Эльдикане и Усть-Миле, где металлочерепица). Хотели и купол сосновый, но углядели, как красив титановый с позолотой, что в Усть-Миле, – с реки его задолго видно, как маячок, блестит издалека. Привлекли рукастых жестянщиков из ближайшей золотодобывающей артели, которые не ровный, привычный, купол смастерили, а с объемными «прожилками». В итоге часовенка не только православным теперь душу греет, но и неверующим глаз радует. А самое главное, и вряд ли кто-то с этим поспорит, «даже немного света отталкивает много тьмы»...
Кроме того, накануне дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла епископ Якутский и Ленский Роман освятил в районном центре первую сваю храма в честь еще одного святого апостола – Матфея (строительство которого тоже взял на себя Немировский). Закладка церкви в Усть-Мае нынешним летом глубоко символична – именно в этом году исполняется 160 лет назад со дня освящения Матфеевского храма в Усть-Мае. К сожалению, время его не пощадило. Но, спирально вернувшись, дало новый шанс потомкам.
Чудо молитвы
И все же первую свою часовню Немировский «реанимировал» в Олекминске. Появилась она здесь аж 125 лет назад и… в память о чудесном спасении членов императорской семьи во главе с самим Александром III во время железнодорожной катастрофы. Напомним – под станцией Борки Харьковской губернии поезд сошел с рельс, в результате погиб 21 человек, еще 30 были сильно покалечены. Император самолично и довольно долго удерживал рухнувшую крышу вагона, давая возможность близким покинуть помещение… «И вот спустя короткое время – заметьте, ни радио, ни телевидения тогда и в помине не было! – в далекой Якутии была возведена часовня в честь святого благоверного князя Александра Невского, считающегося небесным покровителем императора. Вот у меня лично никак это в голове не срастается!»
В 2010 году Немировский строил ЛЭП «Сунтар – Олекминск». Ну, и «попутно» решил посмотреть, чем с часовней помочь можно, которая на метр с лишним в землю ушла, оказавшись подтопленной из-за поднятого рядом здания администрации. При этом на стройке у него уже полтора месяца продолжалась ЧС: 43-тонный бульдозер «Шантуй», вытаскивавший провалившийся грузовик, утоп сам. Хорошо хоть, у берега, где относительно неглубоко – по кабину. «И вот мы все это время только и делаем, что лед вокруг бензопилами да топорами скалываем, чтобы он не вмерз в реку окончательно. Тросы лопаются, 120-тонная цепь, что в ЛОРПе взяли, порвалась. Подрядчики-армяне мне говорят: «Мы за 500 тыс. вытащим!» Я: «Ок, в пять совещание».
Тут надо сделать небольшое отступление – т.к. владыка Зосима благословил олекминского батюшку освятить стройку, мы с отцом Евгением и поехали. Проезжаем мимо бульдозера, мой зам. по транспорту Леха Камбаров (а он – неверующий), как увидел нас – чуть не выматерился: мол, еще не хватало, попа привезли! Отец Евгений мне шепчет: «Чего будем мешать?» В общем, благословили и дальше поехали.
А теперь начинается самое интересное. Пять вечера. Совещание. Подрядчики с горящими глазами в кабинете. А Камбаров отсутствует. Я ждал-ждал, озверел. Звоню ему: «Ты где?!» – «Чай пью». Я вначале просто онемел. Потом как заору! Он: «А, насчет бульдозера? Так вы как с попом-то уехали, мы бульдозер через полчаса и вытащили! Уже стоит, сушится. Просто примета же есть – если такая ситуация, надо ждать, нельзя никому рассказывать, пока кто-то сам не позвонит…» Я тут же набираю епископа, говорю – мы тяжеленную махину вытащили тоненьким тросиком через лебедку своим же КРАЗом! А владыка Зосима спокойно так отвечает: «Я же тебе говорил, все нормально будет!» Это вообще его любимая поговорка: «Все будет хорошо. Я узнавал!»
Когда его не стало, мы решили часовню воссоздать. Демонтировали, положили колонну внутрь основания, взяли фотографии из местного музея и полностью восстановили. И на 375 лет города, в 2010 году, сдали. А освящал уже новый архиерей – владыка Роман, практически сразу после своего назначения на Якутскую кафедру. Освятил – и словно камень с сердца снял…»
Царскими стопами
В память об отце кровном и об отце духовном (а с владыкой Зосимой Сергей Юрьевич был не просто близко дружен, но являлся его духовным чадом!) Немировский построил в Якутске Спасский храм. Положив тем самым начало восстановлению Якутского мужского Спасского монастыря, возрождаемого спустя три с половиной столетия по инициативе епископа Якутского и Ленского Романа.
Близится к завершению возведение братского корпуса, в котором ктитору, взявшемуся за монастырь вторым после… царя Алексея Михайловича («Это теперь уже исторический факт, никуда от него не деться!), положена «своя» келья. Немировский делает чистосердечное «признание»: «О! Своя келья – мощная двигательная сила! Это какая же экономическая выгода – за гостиницу платить не надо!»
А если всерьез – вспомните хотя бы мудрейшего Лао Цзы: «Кто берет – наполняет ладони, кто отдает – наполняет сердце». Тем более, что у Немировского есть перед глазами примеры, которые его потрясают и невероятно вдохновляют: «Я-то – бизнесмен, за деньги работаю. А владыка Зосима, Царствие ему Небесное, и епископ Роман – нет. Меня вот это с ума сводит. Для Бога и людей. Сутками. До изнеможения. ДАРОМ!!!»
… Дар Немировского своим землякам – слово однокоренное…
Фото Марии Сеньчуковой
Газета «Якутия»
17 июля 2014г.
Тамара Романова