Нина Шацкая и Ольга Кабо: нам часто говорят, что мы — «не формат»
4 мая 2016
YAKUTIA.INFO. В рамках фестиваля епархиального фестиваля "Доброе кино" в Якутск привезли спектакль "Память о солнце", посвященный Анне Ахматовой. В спектакле не играют в общепринятом смысле этого слова — актриса Ольга Кабо читает поэзию Ахматовой, а певица Нина Шацкая исполняет романсы, на стихи этого великого поэта под аккомпанемент симфонического оркестра филармонии Якутии под управлением его главного дирижера Фабио Мастранжело.
Спектакль с успехом идет уже несколько лет. И в прошлом году его авторы Ольга Кабо и Нина Шацкая при участии режиссера Юлии Жженовой, которая работала вместе с ними на первом проекте, сделали новую постановку, на этот раз посвященную другой великой поэтессе Марине Цветаевой. Обо всем об этом, а также о своих мыслях по поводу масс-культуры Ольга и Нина рассказали нам в своем интервью.
Проект об Анне Ахматовой и Марине Цветаевой
Нина Шацкая: Не могу сказать, что проект придумала я сама, но тем не менее я долгое время вынашивала эту идею, еще до того как мы встретились с Ольгой. Я не думала о спектакле, мне просто очень нравились эти романсы на стихи Ахматовой. Еще будучи студенткой, я очень хотела их петь. И когда все же мне удалось их записать, я поняла, что мне чего-то не хватает. А чего именно не хватает, я понять не могла. И потом оказалось, что это "чего-то" — это Ольга Кабо.
Так, а почему же вы поняли, что именно Ольги вам и не хватает?
Нина Шацкая: Вы знаете, мне кажется, что это все дело случая. Без божественного провидения, конечно, ничего не происходит. Может быть так - наше решение принято, а в итоге ничего не получится. А если что то происходит и быстро, неожиданно и все получается - значит это все не просто так. С Олей мы уже давно знакомы, встречались на разных мероприятиях, но она казалась мне не доступной и она всегда была очень востребована.
И вот Вы набрались смелости...
Нина Шацкая: Не то чтобы смелости. Мы встретились на одном кинофестивале и когда я обратилась к Ольге чтобы поднять этот материал, то она им заинтересовалась, учитывая, что у нее уже были проекты, связанные с поэзией Серебряного века, поставленные режиссером Юлией Жженовой. Оля отозвалась и дальше произошло так, как должно было случиться. У нас еще даже не было спектакля, а нам уже предложили премьеру.
Так эта идея у вас уже была - совместить романсы с чтением поэзии или вы это придумали вместе?
Нина Шацкая: Да, у меня были романсы и я не думала о театральности. Я предполагала, что это будет в жанре литературно-музыкальной композиции и что мы обойдемся без режиссера. Просто совместим наши программы - она будет читать стихи, а я петь романсы. Но Ольга, будучи человеком театральным отказалась работать без режиссера.
Ольга Кабо: Всегда, когда мы встречались с Ниной, я была либо в зале, либо вела концерты в которых она принимала участие. И всегда я слушала как Инна поет. И в ее исполнении всегда было и есть, то, что любимо мною - такой актерский рассказ истории. Каждый романс или песня для нее не просто правильное пропевание нот, а чтобы донести до зрителей чувства автора, в данном случае Анны Ахматовой. И на этой почве мы сроднились и все время думали о том, что нужно что то сделать вместе. И вот наше время настало - мы сели и стали придумывать этот спектакль, пригласили режиссера (Юлию Жженову) и она облекла это в форму спектакля. То есть у нас каждое произведение, что музыкальное, что поэтическое не живет обособленно, а они все соединяются в определенную картину и романсы нанизываются на сюжетную линию - поэму "У самого моря". Это придумала Юлия Жженова.
И проект получил свое продолжение?
Ольга Кабо: Мы уже объехали с этой программой много городов и зрители всегда очень вдохновенно нас встречали. Поэтому, когда мы сделали этот спектакль возникла идея сделать постановку о Марине Цветаевой. И надеюсь, что мы привезем его в Якутию. Он называется "Я искала тебя". Режиссером опять выступила Юлия Жженова, а композитор, написавший романсы, - это молодой гений Дмитрий Селипанов. Мы объединились и решили сделать этот спектакль в форме диалога дочери и матери Ариадны Сергеевны Эфрон и Марины Ивановны Цветаевой. История получилась по-настоящему пронзительная, очень серьезная, не похожая на Ахматову.
То есть вы черпаете вдохновение именно в Серебряном веке. А еще какое-то продолжение будет?
Ольга Кабо: Сейчас у нас родилась новая идея. Мы ее уже озвучивали, но пока мы только начали работу над этим проектом. Чтобы не привязываться к какому-то конкретному композитору или поэту, мы хотим сделать историю любви, монолог женщины. Он будет основан на временах года — любовь и времена года. Мы, женщины, очень разные - мы меняемся, чувствуем по разному, по разному выглядим. В зависимости от времени года меняется и настрой нашей души. О поэтической основе этой новой работы мы пока говорить не будем — ребенок только рождается.
О том, как не просто не быть частью массовой культуры и при этом реализовываться.
Как вам удалось реализовать ваш проект - он очень эмоциональный и трагичный? И, конечно, рассчитан не на массовую публику. А сейчас у нас засилье поп-культуры - все веселятся.
Нина Шацкая:
Скажу так - есть редакторы, которые создают телепередачи, программы в концертных залах. И очень часто мы слышим, что это не формат и это не нужно (о своей постановке). И для меня это загадка. Почему они так решили?
Мы с этой программой объехали полстраны и везде ее принимают на «ура» и нас приглашают повторно. Публика ждет, ищет. Это не стадионы, но учитывая то, что у нас огромная страна, то сегмент, который заинтересован в этом жанре, - он огромен. В каких-то других странах такого количества людей вообще не найти. У нас они есть, а их лишили этого жанра, который им нужен. Есть, конечно, пожилые люди, которые помнят, что когда-то это было популярно. Но к нам приходят и молодые люди. Например, наш директор - молодой человек, ему 33 года. Он с нами уже пять лет. И вот вся его компания, например, ходит на наши концерты. Хотя казалось бы, современная молодежь далека от этого. А вот пронырливые и неграмотные редактора, которые откуда-то вылезают... Им это не интересно и они выдают свое собственное мнение за мнение аудитории.
То, что делаем мы — это не масс-культура, но у нее есть огромная аудитория. В Москве мы собираем залы на полторы тысячи человек. Но с другой стороны, чем больше говорят о том, что это не востребовано, то тем больше это принимают за правду. А это не так.
И во многих залах у нас аншлаги. Это как с ребенком — если его всегда кормить картошкой, а потом дать ему апельсин, то он не будет его есть, поскольку он не знает, что это такое.
Я здесь с вами не совсем согласен. Например, наша филармония привозит первоклассных артистов, а залы полупустые.
Нина Шацкая: А кто знает, что они первоклассные? Видимо, сказывается отсутствие рекламы.
Ольга Кабо: Вот это коснулось и нас в Якутске. Билеты на наш концерт стали продавать только за неделю до выступления. Например, чтобы собрать огромный Светлановский зал в Московском доме музыки, мы на протяжении полугода проводим серьезную подготовительную работу, связанную как раз с рекламой. А просто прикрепить плакаты по городу — это не работа.
Нина Шацкая: Продавать одежду, еду и концерты — это все маркетинг. Все равно, что продавать — должны быть жанры. Ты взял продукт и ты должен позаботиться о том, что, во-первых, концерт будет, а во-вторых, что там будет.
Но ведь проще продавать что-то популярное. Что попроще.
Нина Шацкая: Могу заметить следующее. Очень известные артисты стоят очень дорого и люди не могут позволить себе такие билеты. А не очень известных и не медийных нужно очень сильно рекламировать и продавать как "сложный продукт", поскольку просто так на них никто не придет.
Знаете, с другой стороны, когда приезжает антерприза, то билеты расходятся очень быстро, а стоят они по нескольку тысяч. А качество спектаклей зачастую оставляет желать лучшего. У нас свои постановки намного интереснее бывают, а ходят меньше.
Ольга Кабо: Это как сниматься в дешевом сериале, с подкладными аплодисментами. Ты тратишь время, а получаешь хорошие деньги. Но потом, когда ты смотришь на свою работу, то можешь поставить себе вопрос: "И на это ты тратишь свою жизнь?"
Я никого не осуждаю - найти работу очень сложно, но каждый делает свой выбор. Мой выбор в том, что я буду работать там, куда моя душа просится. Поэтому у нас с Ниной несколько спектаклей, с Валерием Бариновым читаем стихи Серебряного века. И людям хочется привозить полноценный продукт. И антреприза антрепризе рознь. Можно взять двух народных артистов и пять стульев — вот и антреприза. И это работает. Вот посмотрю живьем на артиста. Но это не то, что хочется привозить. Поэтому я хочу очень избирательно относится к работе. И если нет серьезной работы, съемок, то я предпочитаю заниматься своими детьми. И это намного дороже, чем проводить время неизвестно с кем.
Лирическое заключение
Какое ваше главное послание к публике, которые приходят на ваши выступления?
Ольга Кабо: Верьте, надейтесь, любите.
Нина Шацкая: Нужно мечтать. И если работать над исполнением мечты, то она непременно сбудется. Все о чем мечтала я в детстве - все сбылось.
Ольга Кабо: Каждый спектакль - это энергообмен. Для нас это серьезная работа. И когда зритель нас так принимает, то понимаешь, что ты делаешь все правильно и уходишь после спектакля вдохновенная, чтобы опять куда то ехать, где то выступать и с кем то общаться.
Все-таки нужна поэзия в наше непростое время?
Нина Шацкая: Конечно. У нас есть подруги поэтессы. Они пишут стихи и у них постоянно какие-то клубы, заседания, где все читают стихи. И что меня удивляет - это то, что они друг друга слушают.
Ольга Кабо: Да и может когда нибудь и они станут классиками, а такие имена как Ахматова, Цветаева, Пастернак, Гумилев, Шекспир - они вечны.
Текст и фото
Иван Барков
Якутия.Инфо, 4 мая 2016 года.