Ольга Кабо: «Я не снималась в чернушных фильмах»
7 мая 2016
Ольга Кабо – одна из самых ярких и красивых звезд советского и российского кино. Начав сниматься еще в восьмидесятые, она сразу покорила сердца зрителей (больше, конечно, мужчин), не случайно в девяностые ее назвали секс-смволом российского кино. Правда, сама Кабо не жалует это «звание», да и вообще какие-либо ярлыки. «Я просто работаю, я просто люблю кино», – говорит актриса.
В Якутск она прибыла в качестве гостьи на фестиваль «Доброе кино», который проходил в нашем городе в рамках ставшего уже традтцтонным пасхального фкстиваля «Золотые купола». Обычно функция специально приглашенных звезд на подобных мероприятиях – «работать лицом». То бишь улыбаться и говорить со сцены слова приветствия. Однако в этом году guest star фестиваля отшла от привычных канонов: Ольга приехала на фестиваль вместе сосвоей партнершей по сцене – исполнительницей романсов Ниной Шацкой. Вместе они показали спектакль «Память о солнце», поставленный на стихи Анны Ахматовой.
– Я очень рада этому приглашению и томуЮ что что мы покажем наш спектакльв Якутске. С ним мы объездили всю Россию м побывали за рубежом, и для нас очень важно, чтобы он был услышан в разных точках наешй огромной страны. И вот побывали у вас. Мы приехали по приглашению фестиваля «Доброе кино», в рамках которого привезли светлое, хорошее кино и творческие вечера замечательных актеров и режиссеров.
— Спектакль на стихи Ахматовой – как родилась идея такого симбиоза?
— Я познакомилась с Ниной, услышала, как она поет, пригласила ее на свой спектакль в театр Моссовета. Там, в свою очередь, Нина увидела, как я играю. В процессе общения мы выяснили, что у нас есть общая любовь – поэзия Серебряного века. Так и возникла идея. А потом Международный дом музыки предложил нам поставить этот спектакль на их площадке, и премьера у нас была в Светлановском зале шесть лет назад. С одной стороны, спектакль у нас родился спонтанно, а с другой – мы очень долго шли к нему. Сначала у нас была просто программа, составленная из стихов Ахматовой,и мы пригласили режиссера Юлию Жженову, дочку легендарного актера Георгия Жженова. Она построила такую красивую историю маленькой девочки, которая выросла и стала великим поэтом, но ради обретения высокого дара ей пришлось принести в жертву собственное счастье. Вот такая фабула.
— «Память о солнце» – не единственный ваш спектакль такого рода.
– Да, есть еще один, тоже посвященный поэтессе Серебряного века – Марине Цветаевой. Его тоже поставила Юлия Жженова, и называется он «Я искала тебя». Это такой диалог матери и дочери: Марины Цветаевой и Ариадны Эфрон. Как я уже говорила, мне очень нравится поэзия того времени, там много талантливых, ярких личностей. Но самые яркие, на мой взгляд, это Ахматова и Цветаева.
– Спектакль вы играете вдвоем с Ниной Шацкой. Каково это – уживаться на сцене и вне ее двум красивым и, безусловно, талантливым женщинам?
– Спасибо за комплименты. Но на самом деле все просто. Наш дуэт можно охарактеризовать одной фразой: « Мы счастливы вместе». В чем вы совершенно правы, так это в том, что важно уметь не только жить на сцене, но и сосуществовать на ней и вне ее. Я уже говорила, что мы объездили всю страну, а это достаточно тяжело – постоянно в дороге, в пути, постоянно локоть к локтю. Мы вместе живем, порой даже готовимся к выходу в одной гримерке. Очень, очень много проводим вместе. У кого-то это вызывает трения, но я заметила, что мы с Ниной друг друга дополняем какой-то энергией и делимся своими переживаниями, просто разговариваем. Порой в этих разговорах рождаются новые мысли, новые проекты. Вот, например, совсем недавно нам в голову пришла идея нового спектакля, который мы пока называем «Любовь. Времена года». Мы не хотим привязываться к творчеству одного конкретного поэта или композитора, но думаем сделать красивую историю о женщине, о том, как она прерасна и как она может меняться в зависимости от того, что у нее на душе. И, кстати, Якутск нам очень помог!
– Чем же?
– Будучи у вас, мы с Ниной приобрели национальные украшения из серебра ручной работы, и я уже подумываю, что их можно использовать в спектакле. Будем говорить о зиме, они очень хорошо впишутся в образ женщины.
– Поэты Серебряного века – тема довольно специфическая. Сейчас, в эпоху телевидения и Интернета, поэты уже не являются властителями дум. Кто ходит на ваши спектакли?
– Большая часть зрителей – это люди, которых раньше принято было называть научно-технической и творческой интеллигенцией. Однако все чаще мы в зале видим людей, которые не выглядят завзятыми театралами, эстетствующей публикой…Они просто являются людьми, которые изголодались по русскому слову – по красивому русскому слову! – которые устали от бесконечных сериалов и просто хотят отвлечься от ежедневного быта, переместившись в заветные уголочки своей души. Еще их можно условно поделить на тех, кто уже постарше, кто изучал поэтов Серебряного века в школе, но тогда им было не интересно, тогда их заставляли слушать и читать это, а сейчас они созрели и готовы слушать и слышать. И, конечно, молодежь. Та самая, которая книг не читает, а всю необходимую информацию черпает в Интернете. Они тоже приходят послушать и понять.
— Для молодежи играть спектакль на стихи Ахматовой, наверное, в разы сложнее?
— У нас был опыт, когда мы работали в летнем пионерском лагере т, соответственно, публика в зале была из детей и подростков, которых мало того что оторвали от моря и отдыха, так еще и заставляют стихи слушать. Но директор лагеря с ними провела беседу, рассказала, что это будет за спектакль, и они договорились: если кому-то станет уж совсем не интересно – можно спокойно выйти из зала. И, к нашему удивлению, ни один человек зал не покинул. После спектакля к нам подходили заплаканные девочки и рассказывали, что они тоже переживают первую влюбленность и что они услышали, то чем живет их душа. Другой пример был, когда мы играли в Академии МВД. На сей раз молодые люди , которые все в учебе, серьезные, в погонах. Первые десять минут они еще ерзали на своих стульях, а потом замерли и весь спектакль прошел в тишине, под взором сотен внимательных и благодарных глаз.
– Ольга, вы ведь учились на режиссерском факультете, почему вы не поставили эти спектакли самостоятельно?
– На это есть несколько причин. Во-первых, у меня режиссерское образование не законченное; во-вторых, я училась на кинорежиссера, а это, на мой взгляд, несколько иная профессия, чем театральный режиссер. А в-третьих, Юлия Георгиевна не просто гениальный режиссер, она еще прекрасно чувствует стих, ритм, она знает, как поэзию можно объединить в спектакль. Именно в спектакль, а не в концерт, когда одна актриса на сцене декламирует стихи, а другая поет романсы, по очереди... Кстати, именно потому что у нас спектакль, мы перед началом выступления всегда просим зрителей не аплодировать после литературного произведения или романса, чтобы не разрушать идейную и смысловую целостность повествования.
Вообще, должна сказать, что любую поэзию и читать стихи со сцены на большую аудиторию – это две совершенно разные вещи. Читать со сцены – это определенная ответственность, потому что для меня любое стихотворение – это отдельная история, это исповедь, в которой поэт делится своими чувствами. И я в образе поэта рассказываю эти стихи для зала. И Юлия Жженова дала мне много уроков на тему того, как правильно читать стихи. За это я ей бесконечно благодарна.
– Возвращаясь от возвышенного к земному. Большинство жителей Якутска вас все же больше знает как актрису кино, нежели театра. Вы начали сниматься в 80-х, продолжили в лихих 90-х, потом были «спокойные» нулевые и теперь вот «кризисные» десятые. Когда было комфортнее сниматься?
– Я очень люблю кино и если соглашусь на какую-то роль, то полностью отдаюсь этому процессу. Я вам честно не могу сказать, когда и в какое время было лучше и комфортнее. «Комфортнее» – в нашем случае слово вообще не уместное потому, что это моя профессия и это то, что я умею делать. Я могу поделиться своими мыслями по поводу того, какое кино лично мне больше нравилось. Начала я сниматься довольно рано – я в 1983 году, когда была еще совсем девчонкой, и в то время в советском кино было гораздо больше хороших фильмов, чем после. Сейчас оскудели сценарии, оскудело чутье режиссерское и продюсерское. Очень многое из того, что сейчас снимается – фильмы на «потребу». Для души фильмов очень мало, и оно, к сожалению, только фестивальное, а зрители в большинстве своем его не видят. В прокат идут совсем другие фильмы.
– Для многих актеров сегодня единственным способом попасть на экран являются сериалы. Одни идут в них сниматься с удовольствием, мол, хоть так остаться в профессии. Другие же считают сериалы низкопробным жанром и придерживаются мнения «лучше уж никак, вместо как-нибудь».
– Сериал сериалу рознь. Бывают хорошие большие истории, которые снимают не как сериалы, а скорее по лекалам того, что в советское время называлось «многосерийный телевизионный художественный фильм». Это не ситком, не мыльная опера. Это большой хороший фильм. Конечно, если есть выбор – просто посидеть с детьми и побыть мамочкой или сняться в каком-то дешевом проекте, я выберу первое. У меня двое детей, младшенькому 3 года и 9 месяцев. Мне с ними очень тяжело расставаться, и между семьей и сериалом я выберу первое. Но, допустим, сейчас мы приступаем к съемке фильма с моим любимым режиссером Аллой Суриковой , который называется «Любовь и сакс» в главных ролях Катя Климова и Максим Аверин… Как тут отказаться? И пусть у меня небольшая роль, ноя очень давно знакома с Аллой Ильиничной (в 1988 году я снималась у нее в фильме «Две стрелы» и в 1991 году в картине 2Чокнутые»), да и роль она специально написала для меня … И,что особенно приятно, я заранее знаю, что на съемках этой картины попаду в свой круг, своих любимых друзей и партнеров. А Сурикова пригласила в свой фильм практически всех артистов, с кем когда-либо работала. Там будут и Армен Джигарханян, и и Валерий Баринов, и Леонид Ярмольник…Для меня это будет праздник, и я прям жду – не дождусь, когда уже начнутся съемки!
– В вашей карьере бывало такое, что вы отказывались от орли, а потом смотрели фильм и сожалели, что не сыграли там? Или наоборот, отказались, посмотрели и подумали: «Слава богу!»?
– Нет, наверное, такого не было. У меня были фильмы, в которых я хотела сыграть, но меня на них не утверждали. Но это не вызывало какой-то обиды.Я понимаю, что у режиссера есть задача сложить пазл из актеров и актрис, получив в итоге полноценный ансамбль. И каким-то образом другая актриса больше подошла в этот ансамбль. Эти фильмы я потом смотрела с легкой горечью, потому что ме хотелось быть по ту сторону экрана. Но повторюсь, обид не было.
Вообще, когда я смотрю кино, то у меня единственный критерий, по которому его оцениваю: я должна захотеть быть там, быть в нем. Если я хочу в это кино – для меня фильм хороший. Если я отстраненно с сухим носом смотрю этот фильм, а параллельно еще занимаюсь своими делами… Ну вы и сами поняли.
– У вас при выборе картины что главенствует: имя режиссера, качество сценария, имена партнеров по экрану?
– Все вместе. Должна быть гармония. Чтобы собрались правильные талантливые творческие люди. И если это все совпадает и наша энергия, удовольствие и восторг от работы на площадке предаются в зрительный зал, то это победа.
Правда иногда бывает и так, что и режиссер прекрасный, и сценарий неплохой, и актерский состав великолепный, а фильм не складывается по каким-то обстоятельствам. Это сравнимо с тем, как муж и жена ждут ребенка, а когда он, наконец, появляется, то не соответствует тем мечтам, которые родители рисовали у себя в головах. Вот и фильм так же , как ребенок, он может родиться совершенно не таким, каким был задуман на начальном этапе. У него может быть своя жизнь, свои этапы взросления.
– Кстати, о детях. Актеры, как правило, делятся на две категории: одни с удовольствием бы отдали бы ребенка в артисты, другие ни за что не захотели бы для него такой судьбы. Вы из какой группы?
– Мне кажется, крайне важно, чтобы дети сами выбирали свой путь в жизни, потому что им идти в этом направлении, им преодолевать эти дороги. Я ни в коем случае не буду не подталкивать к этой профессии, ни запрещать ее выбирать. Как будет, так и будет. К примеру, моя старшая дочка, ей сейчас 18 лет, прошла весь этот путь неказистой жизни с мамой-артисткой, с постоянными разъездами, отлетами, репетициями, съемками и спектаклями и уже не выбрала его. Она предпочла другую творческую профессию – закончила академическую хореографическую академию при Большом театре, а сейчас решила продолжить учебу и поступила на балетмейстерский факультет ГИТИСа. Решила таким образом выплеснуть свой творческий потенциал. Я могу это только привествовать. А младшенький, ну он еще такой маленький, чтобы говорить о его будущем, но я иногда у него спрашиваю: «Витя, кем ты будешь?». «Артистом», – отвечает Витя. И тут папа переспрашивает грозным голосом: «Кем?». Сын делает большие глаза и лепечет: «Солдатом. Буду солдатом».
– Пик вашей карьеры в кино пришелся на 90-е годы, большинство наших читателей запомнили вас по фильмам «Две стрелы», «Чокнутые», 2Крестоносец». Сейчас многие ругают кинематограф девяностых за «второсортность» и «чернушность». А вы что думаете?
– Вот те фильмы, которые вы сейчас перечислили, ну я никак не могу назвать второсортным кино. Мне посчастливилось в эти годы работать с талантливыми режиссерами. Тут же важно не когда был снят фильм, а кем он был снят.
– Сейчас в кинематографе время сиквелов и ремейков. Если бы вдруг Иншаков сказал: «Ольга, снимаем «Крестоносец-2» или Сурикова решила снять продолжение «Двух стрел», приняли бы участие?
– Я бы, конечно, согласилась, так как очень люблю и Аллу Ильиничну, и Сашу Иншакова и верю им. Но мне кажется, что когда начинают переснимать то, что когда-то уже снято, причем снято гениально, это не лучший вариант. Это свидетельствует о кризисе идей. Я не видела ни одного ремейка, который был бы лучше или хотя бы на уровне оригинального фильма. Мне кажется, когда люди прибегают к тому, чтобы переделывать старое, это просто пустота современных новых идей. Другое дело – продолжения… Если есть хорошо придуманная история, с теми же героями, с теми же актерами, мне кажется интересным посмотреть на жизнь и судьбы этих героев через время.
– Ну и под занавес: вы в Якутске впервые, у вас было время что-то посмотреть, познакомиться с нашим городом. То, что вы увидели, как-то совпало с тем, что вы себе представляли перед поездкой?
– Я под впечатлением от поездки. Вчера был прекрасный благословенный ужин у владыки Романа. Сегодня мы посетили детский дом, который находится под патронажем церкви. Мы посетили мужской монастырь, живем в гостинице при женском монастыре. И плюс мы приехали на такой замечательный праздник, как Пасха, когда у всех хорошее настроение и все нас так хорошо принимают. Такие светлые люди тут живут! Но для меня как для актрисы новый город – это, прежде всего, новые зрители. Мне понравилось, как на открытии фестиваля они нас слушали, как аплодировали, как говорили много хороших слов. У вас хороший зритель…
– Помимо церкви, достопримечательностей особо и не увидели?
– У нас всего полтора дня было, но мы погостили в вашем Царстве вечной мерзлоты! Понравилось. В общем, все, что мы могли посмотреть в вашем городе за полтора дня, мы увидели. Но с удовольствием приедем к вам еще раз!
Беседовал Александр Хавренко
Газета «Якутск вечерний», 6 мая 2016 г.