Сказавший травме: «Иппон»
28 июня 2013
У дзюдоиста Бата Гомбодорджа в 2011 году произошел разрыв связок локтевого сустава. После такой травмы многие завершают карьеру. Бат вернулся на большой татами через полтора года. Бат из известной семьи дзюдоистов. Отец Бунтарын Гомбодордж подготовил несколько победителей и призеров Игр «Дети Азии», старший брат Дамдин — старший тренер юношеской сборной Якутии по дзюдо. Будущее Бата было определено с самого детства, когда мальчику исполнилось шесть лет, отец впервые привел его в спортзал.
Интересно, что Дамдин в 2000 году победил на Играх «Дети Азии», через четыре года его достижение повторил Бат. Оба выступали в весовой категории 55 килограммов. Сейчас Бат говорит о том турнире с ностальгией: «Для всех участников это была детская Олимпиада, сейчас отношение немного другое. Ответственность была большая, но мне удалось справиться с волнением. Дамдин даже приехал из Красноярска, чтобы поддержать меня. Наверное, родные больше переживали, чем я».
31 июля 2011 года Гомбодордж вспоминает с печалью. Тогда на чемпионате Центрального федерального округа он получил травму локтевого сустава. Большой ошибкой было, что сделали простой рентген, да еще через гипс, надо было сразу пройти МРТ. «Врачей не виню, сам виноват», — признался дзюдоист. Уже в 2012 году после операции Бат приступил к тренировкам. Сначала было боязно действовать травмированной рукой, но спортсмен пересилил себя: «Это тяжелый период — после травмы морально тяжело бороться. Признаться, психологический барьер остался, сейчас веду себя на татами осторожнее. Хорошо, что соперники не старались как-то воздействовать на травмированную руку, хотя лично видел, как другие пытаются усугубить старую травму. Плохо, когда люди руководствуются принципом «Для победы все средства хороши». С другой стороны, их можно понять, как говорится, победителей не судят».
Бывает, в трудные минуты от человека многие отворачиваются. Бата, наоборот, поддержали, и он благодарен директору строительной компании «Главэнергострой» Сергею Немировскому и тренеру клуба «Славутич» Вячеславу Литавину. Благодаря им он одержал чистую победу над последствиями травмы, что по-японски означает «иппон». Со старшим братом у них связь на генетическом уровне, если у одного что-то происходит в жизни, второй это тут же чувствует. Уверен, Дамдин никогда не задастся вопросом: «Брат ты мне или не брат?»
Бату 24 года, теоретически ему еще бороться и бороться. Сейчас он тренируется у Алексея Храпова и брата Дамдина. На больничном Гомбодордж времени не терял: сдавал зачеты и экзамены на факультете машиностроения и технологии Московского государственного университета приборостроения и информатики. После окончания якутского училища олимпийского резерва собирается поступать в Институт физической культуры и спорта СВФУ. Первым соревнованием после полуторагодичного перерыва стал этап Кубка Европы, тренеры сборной России не побоялись довериться дзюдоисту, вернувшемуся на татами. Результат — бронзовая медаль.
За время вынужденного перерыва он невольно набрал вес. Один-два лишних килограмма для спортсмена уже много. «Мой чистый вес иногда доходит до 72 килограммов, стараюсь держать его около 69-ти», — рассказал Бат о борьбе с весом.
Несмотря на 24 года, нашему герою часто задают вопрос, когда он думает завершить карьеру. Бат об этом не задумывается, пока он полностью отдается любимому дзюдо. Во время лечения даже не приходила мысль, что может больше не выйти на татами.
Кумиры у Бата были в детстве, но сейчас он рядом с ними, и теперь они уже соперники. Раньше же равнялся на японских дзюдоистов, всегда являвшихся лидерами в национальной борьбе. Сегодня конкуренцию может составить любая страна, уровень дзюдо в мире заметно повысился.
Многие считают, что дзюдо и самбо практически один вид единоборств, на самом деле разница огромная. Японская борьба более скоростная, чем русская. В этом году в дзюдо изменили правила, атаковать ноги руками теперь нельзя. Для кого-то это плюс, но для Гомбодорджа, действующего в агрессивной манере, минус. В молодежной квалификации два года назад Бат являлся третьим номером. Среди взрослых в европейском рейтинге он занимает двенадцатое место, в мировом не входит даже в двадцатку. Пора наверстывать упущенное за годы реабилитации. Начало успешное, заняв третье место на этапе Кубка Европы, Бат заработал очки. Нужно анализировать свои ошибки, это трудно, но необходимо: хочешь прибавлять в мастерстве, ищи собственные ошибки.
Завоевать место в составе сборной страны очень сложно, много сильных конкурентов. Были разговоры о выступлении за другую страну, ради участия в Олимпиаде можно было и согласиться. Но пока Бат старается выйти на мировой уровень через сборную России.
Круг интересов целеустремленного атлета не заканчивается дзюдо. Узнав о возможном исключении вольной борьбы из программы Олимпиад, он очень удивился. Кстати, ему об этом сказал Виктор Лебедев, с которым они дружат.
Кроме дзюдо Бат любит играть в футбол и регби. Гомбодордж знает многих известных спортсменов Якутии. Прошлым летом болел за Владимира Балынца и Евгению Колодко и был искренне рад их успеху.
Когда заговорили об Играх Манчаары, собеседник сказал: «Я бы с радостью участвовал в крупных якутских соревнованиях. В 2005 году Дамдин стал чемпионом Игр Манчаары, но теперь дзюдо в программе обоих соревнований нет. Мечта любого спортсмена — олимпийская медаль, но понимаю, что для этого нужно много тренироваться. Считаю, как настоящий спортсмен я еще не состоялся, надеюсь, большие победы у меня впереди». Одну такую победу Бат одержал, вернувшись на татами. Уверен, что это не последний его триумф.
Георгий Татаринов, газета «Якутия»
28 июня 2013