Творящие историю
5 мая 2014
К 20-летию возрождения Якутской и Ленской епархии был издан спецвыпуск молодежной православной газеты «Логос». В ниже приведенной главе рассказано о меценатской деятельности генерального директора строительной компании «Главэнергострой» Сергея Немировского.
«Храмы — центры миссии»
«После того, как умер епископ Зосима, до построенных храмов никому не было никакого дела — наступил период полной неопределённости. И вот когда в Якутию прибыл владыка Роман, он сразу же расставил все точки над i — дело надо довести до конца. Меня это очень тронуло. Понравился его подход к людям. Манера общения, подача информации: мягко, спокойно, доходчиво. Его благожелательность, корректность, мудрость.
А потом я увидел, как он работает — безбашенно, не жалея себя, так же, как и владыка Зосима. Как мотается по командировкам… Однажды мы 14 часов добирались по воде на «ракете» в Якутск, в 6 часов утра отправились на автомобилях в Амгу, вечером на¬зад, а на следующий день у него была служба. И это — его привычный ритм служения.
При этом ТАК человек работает не на собственный карман, а ради веры, на благо общества. Когда видишь такое, хочется помогать».
Сергей Немировский,
ктитор Спасского монастыря
350 лет Спасскому монастырю: рождённый дважды
Елена ЕЛЕНИНА
«Как пройти к Спасскому монастырю?» — спрашивает один прохожий другого. «Прямо!» — показывает тот.
И в этом не было бы ровным счётом ничего особенного, если бы не одно «но»! Всего пару лет назад подобный диалог на улицах Якутска был бы вряд ли возможен. Просто потому, что не было самого монастыря, который, появившись здесь в XVII веке, благополучно просуществовал несколько веков, но так и не смог пережить лихолетье советских времён. А в канун своего 350-летнего юбилея родился второй раз!
Якутский Спасский мужской монастырь — первый на севе¬ро-востоке азиатской территории Русского государства — был основан в 1663–1664 годах. Об учреждении его и церкви во имя Спаса Нерукотворного Образа подал челобитные царю и архиепископу Сибирскому Симеону воевода Иван Голенищев-Кутузов. Горожане выбрали служилого человека Ивана Афанасьевича Овчинникова на должность настоятеля и ходатайствовали о посвящении его в монахи.
Владыка Симеон дал своё благословение, и к северо-востоку от крепостных стен Якутска заложили Спасский монастырь. Главный его храм, двухэтажный, был освящён во имя Нерукотворного Спаса. Другую церковь — однопрестольную Михаила Малеина — после пожара и застройки нового города перенесли из острога.
Сначала обитель была небо¬гата и содержалась за счёт горожан. Но постепенно щедрые пожертвования деньгами, земельными участками, скотом, «мягкой рухлядью» (пушниной) позволили монахам начать строительство, завести хозяйство и открыть учебные заведения — первую в крае школу «для обучения грамоте детей местного духовенства и инородцев», духовные училища, семинарию...
С самого начала Якутский Спасский монастырь стал центром миссионерства. Именно отсюда вместе с казаками-первопроходцами иноки отправлялись на север и восток России, неся живущим там народам благую весть о Христе. А ещё именно монастырь дал импульс появлению многих ремесёл и земледелию. Монахи имели крупное скотоводческое хозяйство, разводили огороды, сеяли зерновые.
За свою более чем трёхвековую историю якутский монастырь пережил и период разорения, и нового расцвета, и около десяти больших и малых пожаров. Но на месте сгоревших храмов и строений всегда возводились новые. В 1800 году здесь завершилось сооружение первых каменных зданий — трёхпрестольного Спасского храма и колокольни.
На территории обители рас¬полагались церкви, кельи, хозяйственные постройки и кладбище для духовных особ, где позже будет похоронен епископ Иаков (Домский).
По материалам книги И.А. Дмитриевой «На Север сквозь века. История Православия в Якутии. Середина XVII — первая половина XIX веков»
Вместо монастыря — болото
… Глубокий февральский снег надёжно «упаковал» и цветочные ва¬зоны, и ажурные скамьи во дворике монастыря. Летом здесь очень любят сиживать мамочки с детьми и прочие жители окрестных многоэтажек. Сюда же, осмотрев экспозицию, нередко направляются и посетители Государственного музея истории культуры и народов Севера им. Е. Ярославского, что по соседству (на исторической территории древней обители и в её здании). И это несмотря на то, что монастырский двор пока — одна сплошная стройка: в пиломатериалах и лесах. Едва закончи¬лись работы по возведению Спасского храма, как началось восстановление братского келейного корпуса…
Игумен Никон (Бачманов) никогда не забудет, что увидел здесь в первый раз: пустырь, болото, заросли камыша… Вместе с епископом Якутским и Ленским Романом, который тогда, летом 2011-го, только-только прибыл в епархию, они осматривали место, где когда-то располагался величественный монастырь, веками являвшийся «визитной карточкой» Якутска. И — не находили ничего, что бы об этом напоминало…
К началу ХХI века о былом вели¬колепии свидетельствовали лишь чудом уцелевшие архиерейские покои. Да и им повезло лишь потому, что когда-то в них расположился музей.
— Его директор Е. С. Шишигин водил владыку Романа и меня по участку, и мы прыгали по досочкам, рискуя провалиться в воду, — рассказывал отец Никон. Идея в ТАКИХ условиях начать восстанавливать монастырь, от которого не осталось абсолютно ничего, смахивала на утопию. Но епископ решил: Спасскому монастырю быть!
По велению души...
Работы на монастырском комплексе начались тогда же. 19 августа 2011 года епископ Амвросий Гатчинский в сослужении архиепископа Курского и Рыльского Германа (ныне митрополита), епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта, епископа Якутского и Ленского Романа совершили чин освящения начала строительства деревянного храма во имя Нерукотворного Спаса и мужского монастыря города Якутска с закладкой. А уже через год, 18 августа 2012-го, вопреки всем прогнозам скептиков, был освящён первый из объектов будущего монастырского комплекса — Спасский храм.
Такую скорость можно объяснить, наверное, лишь одним: в стремлении епархии вернуть горожанам утраченное совпали чаяния обеих сторон — и общества, и Церкви. Именно потому, надо думать, едва было объявлено о начале восстановительных работ, как появились желающие помочь.
Каждый делал, что мог. Кто-то брал в руки плотницкий топор или малярную кисть. А кто-то, как генеральный директор строительной компании «Главэнергострой» Сергей Немировский, взял на себя полное финансовое и техническое обеспечение проекта.
«Как-то мы разговорились с отцом Никоном (Бачмановым), и он сообщил, что проект готов, — позже будет вспоминать С. Ю. Немировский. — Я попросил прислать его мне: интересно было взглянуть, каким он задуман? И тут же спросил сам себя: а почему бы мне не построить? В итоге, решение сформировалось само собой: финансировать стройку должен я. Всю ночь эта идея вертелась у меня в голове. Утром звоню отцу Никону, говорю: «Буду финансировать!». Он осторожно спрашивает: «Мы, конечно, очень рады, Сергей Юрьевич, но всё ли вы хорошо обдумали?» Я повторил: дело это решённое. И мы двинулись вперед…» «Почему?» — однажды задала я ему вопрос, который, вероятно, не раз будут задавать ему и другие.
— По велению души, — просто ответил он.
Не на день, так на час
Деревянный храм ещё стоял в лесах, а на монастырское подворье уже потянулись люди: послушники, трудники, прихожане…
— В самом начале, когда мы толь¬ко-только начали превращать болото в место под будущий монастырь, владыка Роман дал мне наставление, — вспоминает отец Никон. — Обители, как таковой, ещё не было, а он уже говорил о том, кем я должен стать для тех, кто сюда придёт. Для кого-то родителем, для кого-то наставником, но, прежде всего, примером. Чтобы человек, с какими бы проблемами он ни пришёл в монастырь, нашёл здесь если не монашескую жизнь, то, во всяком случае, помощь и избавление от тех грехов и страстей, от которых люди часто в храм и бегут…
В первый год возрождения монастыря под временную церковь приспособили строительный вагончик, увенчав его куполом с крестом. Крохотный, тесный… Но уже на Рождественскую службу в ночь 2012 года сюда пришли почти четыре десятка человек.
Кто-то из них живёт по соседству, кто-то приезжает с ДСК, Кирзавода и даже… Чурапчи. «Мой дом рядом, и я всегда мечтала, чтобы в нашем районе тоже появилась церковь, — призналась как-то одна из прихожанок Варвара Куприянова. — А восстановление монастырского комплекса на прежнем, намоленном месте, — это, по сути, восстановление исторической правды…»
Постепенно начала складываться и постоянная община.
— Я даже не могу точно сказать, сколько у нас активных прихожан, — говорит игумен. — Когда бывает трудно, их появляется много, и любая работа быстро оказывается выполнена. Помню, когда мы строили храм, я в интернете дал объявление: попросил откликнуться добровольцев, которые умеют красить. И люди не просто отозвались! Они приходили со своими инструментами и выкраивали время между делами, чтобы поработать хотя бы час…
Монастырская кухня
Именно так — с вопросом «чем помочь?» — сюда однажды заглянула педагог Надежда Пермитина.
— Работаю я на улице Кирова, и по дороге всегда вижу купола Преображенского собора. Как-то зашла в церковь, спросила, нужно ли помочь. Оказалось, требуется помощница флористу — храм цветами украшать. А потом было освящение Спасского храма, и отец Никон посетовал: вот, никого в трапезной нет… Я предложила: могу поработать месяц. Хотя тогда толком даже не понимала, что это такое — работа в монастырской трапезной. Не знала, что готовят в монастырях. Про себя решила: сделаю не так — меня поправят, не справлюсь — через месяц сама уйду. Проходит месяц, отец Никон говорит: нужно продумать блюда к Пасхе! И я поняла, что моя помощь нужна…
Сегодня, говорит Надежда Августовна, практически всё её свободное время проходит здесь, в трапезной. В будни сюда бежит после работы, а в выходные и в праздники, когда идут службы, вместе с другими прихожанками, получившими благословение игумена, они здесь с утра и до вечера.
Почему? Потому что работы много. Как и задумывалось, монастырь постепенно становится очагом духовной жизни, куда люди едут, идут…
При Спасской обители действуют уже две воскресные школы: детская и для взрослых. И гости, в том числе высокие, тоже уже не редки. Среди них были, к примеру, иерархи Русской Православной Церкви и ряда Поместных Православных Церквей, прибывшие на 20-летний юбилей возрождения епархии. Очень часто в монастырь приходят школьники. При этом беседы с игуменом, начавшиеся в храме, нередко продолжаются в трапезной — за чашкой чая. И всех, считает Надежда Пермитина, нужно не просто накормить в соответствии с церковным календарём, но и — порадовать!
— Многие далёкие от церкви люди полагают, что во время поста верующие голодают. И вдруг видят красивый и сытный стол, со множеством постных блюд. Разводят руками: неужели такое возможно?.. К дню Сорока мучеников Севастийских, испекли «жаворонков» — булочки в виде птиц. И каждый из тех, кто пришёл в храм, после службы получил по такому «жаворонку». Они были постные, но очень вкусные. И это было такое удивление и такая радость для всех…
… Кстати, именно воскресные школы стали ещё одним импульсом для роста общины: вслед за детишками в храм потянулись родители. У кого-то по одному, а у кого-то сразу оба: мама и папа.
— Люди нуждаются в живом общении. Регулярно приходят на исповедь, Причастие, — говорит отец Никон.
А новогоднее богослужение и во¬все стало для храма своего рода экзаменом на востребованность, который тот, судя по всему, с честью выдержал.
— Я попросил благословения у владыки Романа совершить богослужение в новогоднюю ночь, чтобы по-монастырски попросить Спасителя за всех: и тех, кто молился в церкви, и тех, кто сидел дома, за праздничным столом. Думал, что в храме в основном братия будет. А оказалось, и миряне пришли!
Тропа для всех
И всё-таки монастырь — это, прежде всего, молитва. Молитва людей, объединённых общим стремлением к Богу, общим пониманием жизни и выстраивающих в соответствии с этим вектор собственной судьбы, — самих монахов.
— Монастыри формируются веками, — говорит пресс-секретарь Якутской епархии, иеромонах Симеон (Берёзкин). — И для того, чтобы обитель сложилась, чтобы она нарастила свою «плоть», усилия требуются колоссальные. Порой сложно описать тот душевный порыв, который ведёт людей в монастырскую ограду. Ведь будничная жизнь любого монастыря — каждодневный труд, который заключается, в первую очередь, в молитве. Апостол Павел сказал: «Непрестанно молитесь…»
… В том, что трудов насельникам Спасского монастыря предстоит с избытком, можно не сомневаться. Так же, как и путей-дорог по республике, которые их ждут. Ведь монастырь-то, говорит отец Симеон, и в ХХI веке остаётся таким же, что и в ХVII — миссионерским.
— Трудами владыки Романа, при поддержке многих людей, сегодня созидается не просто обитель. По сути дела, собирается расточённое — осколки того, что когда-то было. Монашеская жизнь в Якутии носит особый характер в силу необходимости миссионерской деятельности. Епархия постоянно нуждается в пастырях, которые занимались бы духовным окормлением людей, живущих в самом большом регионе России и самой обширной епархии в мире. Здесь много трудностей, связанных с разбросанностью населённых пунктов, дальними расстояниями, отсутствием дорог. Но это не останавливает ни епископа, ни духовенство. Любое служение священника можно назвать подвижническим, но здесь, в Якутии, из-за экстремальных условий оно носит особый характер. И так было с самого начала! С тех самых пор, когда по этой земле ступали ноги великого миссионера, святителя Иннокентия (Вениаминова) и многих других великих подвижников: известных и неизвестных.
Владыка Роман сказал: мы обязаны стать преемниками тех, кто служил здесь до нас. И это должно быть не декларацией, а насущной потребностью. Считаю, ярчайший пример такого служения — он сам. Ездит по всей необъятной епархии, не чурается в бараках ночевать… Хотя выбор у архиерея есть всегда. Он вполне мог бы отправить в дальний улус кого-нибудь другого. А едет сам! И своим архиерейским посохом, образно говоря, пролагает тропу для других. И эта дорожка постепенно превращается в «автостраду» для священнослужителей…
Легко не будет!
2 октября 2013 года из Москвы пришла радостная весть. По определению Святейшего Патриарха и Священного Синода и прошению епископа Якутского Романа Спасский мужской монастырь в Якутске открылся официально.
«Тяжело быть игуменом монастыря?» — спросила я отца Никона. Он ответил почти по-армейски: «А никто и не обещал, что будет легко!»
— Когда владыка определил мне это послушание, то напомнил наставление преподобного Амвросия Оптинского одной из монахинь, которой предстояло стать игуменьей монастыря. Он писал ей так: «Если хочешь, чтобы вместо молитвы у тебя каждый день были переживания по поводу кирпича, извёстки и прочего, то, конечно, с радостью соглашайся…» В правдивости этих строк убеждаюсь каждый день.
Но знаю теперь ещё и то, что за физическим деланием (каким бы важным оно сейчас ни казалось) нельзя забывать, что главенствовать должно духовное: совместные молитвы, регулярные богослужения… Хотя на самом деле часто кажется: ну вот, отстроим храм, и потом!.. Вот будут готовы корпуса, в которых населятся монахи, и тогда!.. Вот поставим стены, и станут они монастырём!.. А ведь не зря говорят: «Храм не в брёвнах, а в рёбрах».
Здесь много ещё что нужно восстановить и вернуть городу. Древний монастырский комплекс был прекрасен. Не зря его так часто писали художники. Работы много, но всё по силам. Это доказывает и пример других обителей, и наш собственный опыт, основанный на том, что здесь уже произошло, когда заброшенный пустырь вновь стал местом молитвы.
Летом к цветникам, которые мы высаживаем в монастырском дворике, приходят отдыхать горожане. А если им хочется зайти сюда, значит, мы всё делаем правильно. Надеюсь, хватит сил создать благолепие на всей территории монастыря. И тогда у кого-то сначала появится желание прийти к нашим цветам. А потом он зайдёт в храм…
Спецвыпуск молодежной православной газеты «Логос» к 20-летию возрождения Якутской и Ленской епархии Апрель 2014 г.